Впечатления о Международном конфуцианском фестивале в Цюйчжоу
· 19.10.2008 ·
28 сентября 2008 г. в г. Цюйчжоу прошла церемония поклонения Конфуцию.
Как известно, Конфуций был уроженцем царства Лу, что находилось на территории нынешней пров. Шаньдун. Собственно там в городке Цюйфу и находится знаменитый родовой храм Конфуция. Поэтому приглашение в Цюйчжоу для участия в церемонии поклонения великому философу меня поначалу озадачило. Храмы Конфуция сохранились почти в каждом мало-мальски крупном городе Китая, но за исключением храма в Цюйфу никаких церемоний теперь нигде не проводится. С какой стати малоизвестный Цюйчжоу замахнулся на подобное мероприятие?
Каково же было мое удивление, когда я узнал, что именно в Цюйчжоу уже 800 лет находится второй семейный храм рода Кунов, что там проживает более 4000 потомков великого мудреца и среди них глава южной ветви рода прямой потомок Конфуция в 75-м поколении господин Кун Сянкай. Отмечу, что глава северных Кунов господин Кун Дэчэн, ныне проживающий на Тайване, представляет 77-е поколение. Сегодня потомки Конфуция рассеяны по всему миру, история же их попадания в Цюйчжоу не только тесно связана с судьбой Китая, но и демонстрирует высокие моральные качества потомков совершенномудрого. Как известно, когда династия Северная Сун (960-1127) пала под натиском империи Цзинь, один из членов императорской фамилии Чжао Гоу восстановил престол и перенес столицу в нынешний город Ханчжоу, так возникла династия Южная Сун (1127-1279). Новый император взял с собой на юг и главу рода Кунов, потомка Конфуция в 48-м поколении Кун Дуанью, проживавшего в Цюйфу. Чжао Гоу распорядился построить новый родовой храм Конфуция в городе Цюйчжоу, что был в двухстах километрах от новой столицы. Когда через сто пятьдесят лет Китай было объединен под властью монголов, Хубилай приказал Кунам вернуться на север в Цюйфу. Однако тогдашний глава рода, прямой потомок 53-го поколения Кун Чжу отказался покинуть могилы своего отца, деда и прадеда и навечно уступил наследственный княжеский титул представителю младшей ветви рода, оставшейся в Цюйфу. Так цюйчжоуские Куны утратили исключительный статус, но в должной мере проявили почтительность к предкам. Позже двор пожаловал им титул меньшего ранга с тем, чтобы эта ветвь рода не исчезла и продолжила проведение должных церемоний в южном храме. Традиция сохранялась вплоть до падения гоминьдана в 1949 году.
С 1990-х годов правительство города Цюйчжоу стало уделять большое внимание восстановлению конфуцианского наследия. Был отреставрирован храм и резиденция Кунов, созданы центр по исследованию истории Кунов в Цюйчжоу, с 2004 года восстановлена церемония поклонения Конфуцию. При этом церемония не копирует старый ритуал, а наполнена новым содержанием, призванным поставить конфуцианство на службу современному Китаю. Кроме того, в 2007 и 2008 гг. были проведены два международных конфуцианских форума, в которых приняли участие сотни ученых из Китая и зарубежных стран. Присутствие конфуцианского духа ощущается в Цюйчжоу как минимум физически — статуи Конфуция украшают все учебные заведения, портреты совершенномудрого висят во всех мыслимых и немыслимых местах, даже на строительные заборы нанесены изречения великого учителя. Внедрение конфуцианского духа в повседневную жизнь Цюйчжоу с одной стороны есть сознательный выбор местной власти, а с другой — в определенной степени есть заслуга главы южного рода Кунов, старшего правнука Конфуция господина Кун Сянкая. Ныне ему за семьдесят, но он в полной мере сохранил энергию и харизму, вызывающие у окружающих чувство глубокого уважения.
Излишне говорить, что международный конфуцианский фестиваль 2008 года прошел на высшем уровне, а правительство Цюйчжоу и администрация храма Конфуция проявили максимум заботы об иностранных гостях. Одному из них, директору Института Конфуция из Камеруна, чье имя не умещалось ни в одну из граф или табличек и было сложно для запоминания китайскими друзьями, даже дали знаменательное китайское имя — Кун Чжунцюй (Кун как у Конфуция, Чжун означает Китай, а Цюй — Цюйчжоу). Мне честь быть причисленным к роду совершенномудрого не выпала, но может оно и к лучшему, бремя подобной ответственности — дело не шуточное.
А. А. Родионов (ВФ СПбГУ)