Институт Конфуция № 2 (47) 2018

«Д ождь моросит на Цинмин без конца, от печали на путнике нет лица», —когда говорят о празд- нике поминовения усопших, эти две строки стихотворения у людей на слуху и тотчас сходят с языка, в них образно раскрывается атмос- фера праздникаЦинмин. Будучи одним из четырех самых важных традиционных праздников в китай- ской культуре, Цинмин уходит корнями в эпоху Чжоу и к данному моменту насчитывает более двух тысяч пятисот лет истории. Этот праздник отмечали и ханьцы, и другие национальные мень- шинства, и постепенно, день за днем, он превра- щался в удачный день для уборки могил и выезда на природу. В мае 2006 года праздник Цинмин стал первым праздником в списке нематериального культурного наследия государственного значения. Изначально название Цинмин относилось к одному из двадцати четырех сезонов сельскохо- зяйственного года вКитае. ПраздникЦинмин при- ходится на сто восьмой день после зимнего солнце- стояния и на переходный период между серединой и концом весны. В это время погода становится теплее, увеличивается количество осадков — это самое подходящее время для весенней пахоты и посева, в полях повсеместно виднеются силуэты занятых работой крестьян. И как же такой важный для весенней вспашки период смог превратиться в праздник поминовения усопших? Стоит сказать, что это имеет непосредственное отношение к празд- нику холодной пищи, который предшествует Цин- мину. Праздник холодной пищи стал отмечаться довольно рано в Древнем Китае, говорят, что во времена Чуньцю цзиньский Вэнь-гун в память о преданном сановнике Цзе Чжитуе учредил этот праздник через день после праздника холодной пищи.Основнымиобычаямина праздник холодной пищи являются запрет на разведение огня, употре- бление холодной еды, уборка ижертвоприношения на могилах. В древности китайцы огромное вни- мание уделяли подношениям для предков, про- стой народ подражал церемониям жертвоприно- шения, в которых участвовали императоры, ваны, генералы и министры. Если кто-то в семье умирал, необходимо было выкопать могилу и похоронить его, а также назначить время принесения жертвы, которая символизировала почтительность и чув- ство тоскипо умершему со сторонытого, ктоприно- сил эту жертву. Жертвоприношения на Цинмин до его наступления и после делились на совершаемые непосредственно перед могилой и в храме пред- ков, в большинстве районов на день поминовения усопших придерживаются первого типа, часто под- метают и ремонтируют могилы и, одновременно с этим, развешивают жертвенные деньги для сжи- гания и расставляют жертвенные предметы. Фор- мально жертвоприношение на Цинмин похоже на то, которое практикуют на День мертвых (Dia de los Muertos) в Мексике. Начиная с династии Тан, в связи с тем, что празднование дня холодной пищи и дня помино- вения усопших постепенно становилось обычаем, 15 Вчера и сегодня Институт Конфуция ( русско-китайское издание) l Март 2018 | Выпуск 47 | № 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=