Институт Конфуция № 5 (50) 2018

придворным астрологом и историографом импера- тора У-ди, ведал архивной работой и, судя по всему, собирал материалы для большого исторического труда. Сам Сыма Цянь в юности много путеше- ствовал по регионам Китая с богатой историей и тоже собирал местные легенды, предания, старинныерелик- вии, накапливая знания о прошлом Китая. После смерти отца Сыма Цянь занял его место, получил доступ к закрытой доку- ментации императорского архива и смог использовать уже имевшиеся наработки в создании своего сочине- ния. Трагическая судьба самого Сыма Цяня, бро- шенного в тюрьму и оскопленного за дерзость и свободомыслие, отразилась ина судьбе«Шицзи».ПрижизниСымаЦяня трудне был издан, напротив, автор боялся за судьбу своего детища и спря- талдваимевшихсяэкземпляра«Записок». Впервыеобнародованы они были только его внуком. Сыма Цянь, создавая свой труд, был убежден в том, что исто- рия—этосвоегородазеркало, вкоторомможноувидетьотражение нынешних пороков и достоинств. Эта формула «история—зер- кало»леглавосновувсегоисториописанияимператорскогоКитая, а обращение к истории за «советом» касательно современно- сти стало важной практикой конфуцианской монархии. Почти нигде в своей работе Сыма Цянь не давал прямых критических замечаний, однако по организации материала, по обобщающим названиям глав, по приводимым фактам, цитатам и целым диало- гам между историческими личностями было ясно, следует ли, по мнению автора, считать события, явления и персонажей положи- тельными или отрицательными. Такой подход был очень важен, поскольку новая идеология Китая — конфуцианство — обла- дала мощным назидательным началом. Между темСыма Цянь не собирался угождать правящиммонархамине боялся критиковать (иносказательно, разумеется) то, что считалнеправильнымв совре- меннойемудействительности.Какилюбойдревнекитайскийтрак- тат «Ши цзи» прошел через многочисленные редакции, правки, 司马迁动笔编写《史记》之前 酝酿良久。他的父亲司马谈在武帝 时掌管天文历法,编纂历史,负责档 案工作,这为《史记》的创作收集了 大量资料。司马迁青年时期曾游历 中国古迹众多的地方,收集各地传 说、轶事、文物等,积累了对中国历 史的认识。在他父亲去世后,司马迁 继承父业,能够接触大量皇家尘封 档案,并利用获取的资料开始创作。 司马迁本人锒铛入狱、因大不敬之 罪处以腐刑的悲惨遭遇以及其自由 思想也映射在《史记》的命运中。司 马迁生前作品并未面世。相反他因 害怕牵连后辈,藏匿的两份《史记》 手稿,最终由其孙首次公开。 司马迁在创作时深信:历史是 一面镜子,人们可以透过它看到当世的 失与得。“历史如镜”的信条奠定了中国 历朝历代著史的基础,借鉴历史“经验” 解决当代问题是封建君主制的重要实践 方式。司马迁的作品几乎没有任何地方 涉及直接的批评,但其对材料的组织, 对章节标题的概括,以及引用的史实、引 文、历史人物之间的整段对话,明显透露 出作者对事件、现象和人物积极的或消 极的看法。这种方式在当时非常重要, 因为中国当时新兴的儒家思想有强大的 教化启蒙作用,而且司马迁不惧强权,亦 不畏对自身行为的诽谤指责。《史记》如 中国其它古代著作一样,历经数次校勘、 修正、增补、修复等。现已知,原文的十 个章节没有得到保存:可能意外丢失,也 有可能因皇帝心怀不满而下令销毁,亦 或是作者并未写完。 孔子学院 (中俄文对照版) l 总第50期 | 2018年9月 | 第5期 26 Ђ೒ज़ে

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=