Институт Конфуция № 5 (50) 2018

Д ревность истории Срединного государства, уходящей корнями в третье тысячелетие до н. э., поистине пораз- ительна. Но значительно более важно то обстоятельство, что культура Китая развивалась непрерывно на протяжении нескольких тысяч лет, а китайский этнос сохранился до наших дней, несмотря на все перипетии исторического пути народов Дальнего Востока. Не в последнюю очередь этому долголетию поспособствовал мощный идеологический стержень китайской культуры, в основе которой с II–I вв. до н. э. лежало конфу- цианство. Кроме того, уже со времен династии Хань важной составляющей официальной государственной идеологии импе- раторского Китая было историописание. Родоначальником китайской исторической науки по праву считается Сыма Цянь (145–86 гг. до н. э.), а его главным трудом — «Ши цзи», или «Исторические записки». «Отец китайской истории» Сыма Цянь отнюдь не был первым в Китае историографом. «Записки» как его главная работа тоже возникли не на пустом месте. Появлению «Ши цзи» предшествовала многовековая традиция записи деяний и речей правителей, составления летописей отдельных царств и аристократических родов. Наиболее значительными из подобных сочинений были собрание древнейших документов, мифов и исторических фактов «Шан шу», хроника царства Лу «Чуньцю», комментарий к ней«Цзо чжуань»и др. СымаЦянь, разумеется, был хорошо знаком с этими трудами. Он высоко ценил отредактированный Конфуцием «Чуньцю» и опирался на него в своей работе. Однако все вышеупомянутые сочинения были посвящены лишь фрагментам китайской истории, ни одна не давала единого обзора развития Китая с глубокой древности до «современности». Работы были разрознены и не система- тизированы. Кроме того, в древних сочинениях отсутствовал анализ закономерностей исторического развития, авторы лишь позволяли себе отбирать факты, демонстрируя положительные или отрицательные стороны тех или иных событий. «Ши цзи» первыми стали позиционироваться как полноценное историче- ское сочинение, выходящее за рамки обыкновенных летописей наподобие «Чуньцю». Сыма Цяню удалось создать труд, охва- тивший весь путь развития китайского этноса (а также сопре- дельных народов) с эпохи мифологической древности вплоть до правления великого современникаСымаЦяня императораУ-ди. Работа над «Историческими записками» началась задолго до того, как Сыма Цянь взялся за кисть. Его отец Сыма Тань был 五 千年的中国历史别具一格。但更 为重要的是,中华文化的发展在 几千年间从未中断;尽管远东各民族的 历史路径充满波折,但中华民族仍然绵 延至今。公元前1-2世纪成为中华文化强 大的意识形态核心的儒家思想是促成其 源远流长的必要因素。此外,汉代以来史 学是中国历朝历代官方意识形态的重要 组成部分。司马迁(公元前145-86年)被 认为是中国史学的创始人,其主要著作 为《史记》。 “中国历史之父”司马迁并不是中国 第一位历史学家。《史记》作为他的主要 作品,亦不是空穴来风之作。在《史记》 出现之前几个世纪,就有记录统治者言 行、编纂个别国家和诸侯家族大事记的 传统。这些著作中最重要的有收集了上 古文献、神话和历史事实的《尚书》、鲁 国编年史《春秋》及其评注《左传》等。 诚然,司马迁很熟悉这些著作。他高 度评价了孔子编纂的《春秋》,并在其著 作中加以引用。然而,上述所有著作都只 针对中国个别历史片段,没有一部贯穿 古今,并且内容分散且未系统化。 此外,历代著作中未对历史发展规 律作出分析,作者只节选史实,描述事件 的积极或消极方面。《史记》则首次定位 为超越《春秋》等普通编年史的一部全 面的历史著作。司马迁的著作涵盖中华 民族(甚至邻近民族)上至古代神话时 期,下至其生活的汉武帝时期的发展历 程。 Институт Конфуция ȞȡȟȟȘȜ ȘȖȠȎȗȟȘȜȓ ȖȕȒȎțȖȓ l ǿȓțȠȭȏȞȪ _ ǰȩȝȡȟȘ _ Ɋ 25 иǿториȍ китаȍ

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=