Институт Конфуция № 2 (47) 2018

48 Н аобнаженнойгрудивысятсягорныехребты, пупок обвивают сосновые ветви, в районе ребер выстроились в ряд хижины — пей- зажная зарисовка покрывает всю верх- нюю часть тела китайского художника Хуан Яня. Автор этой работы — его жена Чжан Темэй. Хуан Янь заинтересовался пейзажами шань-шуй еще в 1990-е годы, его в первую очередь привлекло то, что живописное произведение в полной мере явля- ется отражением внутреннего мира художника. Основной задачей китайской пейзажной живо- писи, которая известна изображениями гор и вод, вовсе не является реалистичное воспроизведение натуры. Это в первую очередь проекция эмоций, которые переживал художник, любуясь природой. «Шань» и «шуй» — русская транскрипция слов «гора» и «вода», которые в китайской культуре олицетворяют силу и твердость, мягкость и гиб- кость. Кроме того, эти понятия связаны с философ- ской концепцией инь и ян. Традиционными элементами изображения в жанре шань-шуй являются горы и скалы, а также реки, озера или водопады. Кроме того, на картинах можно увидеть тропинки, храмы, отдельные фигуры людей или животных, однако эти детали, как пра- вило, не являются центральными в композиции. В старом Китае, где сильно было влияние фило- софиидаосизма, горыслужили символомнравствен- ной чистоты, уединения. В горах была сосредото- ченажизненная энергияци, поэтому горысчитались местомдуховногоочищенияивозвышения. Водаже, по мнению Лао-цзы, была ориентиром для людей с высокими моральными принципами: «Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем живым существам и не борется с ними». Цзун Бин (375–443) занимает особое место в ряду первых китайских мастеров и теоретиков жанрашань-шуй. В своем трактате«Предуведомле- ние к изображению гор и вод» он писал: «Пускай настигла старость и болезни, и нет возможности окинуть взглядом горную цепь, но можно повесить на стену пейзаж, который будет пробуждать воспо- минания о горах». В понимании Цзун Бина, при- рода—этоне только видимые глазу объекты, ноиих бестелесная сущность. «По сравнению с видимыми вещами, невидимые могут даже сильнее затронуть струны человеческой души», — писал он в своем трактате. Цзун Бин был отшельником, учился у буд- дийского монаха высшего ранга, и потому религи- озная мысль наложила заметный отпечаток на его мировоззрение. К сожалению, его произведения не дошли до наших дней, однако предполагается, 文化博览 孔子学院 (中俄文对照版) l 总第47期 | 2018年3月 | 第2期

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=