Институт Конфуция № 5 (50) 2018

37 Всемирное наследие Институт Конфуция (русско-китайское издание) l Сентябрь 2018 | Выпуск 50 | № 5 中 国境内有近百座大型岩画群,主要 分布在内蒙古、新疆、青海以及西 藏的山区,而最大的岩画(俄罗斯 传统上这样称呼石刻群)位于广西壮族自治 区左江流域的花山岩壁上。古代移民和商人 沿左江往返于中国西南、北越南山区和沿海 地区。现今,这座岩画艺术珍品是中国最有名 的,也是最具研究价值的。它2016年被列入吉 尼斯世界遗产名录。 左江流域共有岩画84处(共计287个岩画 群),集中分布在广西东南部的8个县。画廊总 长度逾200公里,岩画分布在岩石石灰层表面 或岩石檐篷上,高度为河面以上15-20至120 米。某些岩画群面积可达8000平方米,含近 1900个人物和器皿,其大小从0.6到2.4米不等, 所有的岩画都是赭红色的。这条巨大的古代画 廊囊括人物、神兽、船只、乐器和武器图案。 最普遍的是绘有一颗多束光星星的青铜 鼓图像(俯视图)。这些鼓出现的时期以及相 应的图像可追溯到战国至汉朝时期(约公元前 4世纪 - 公元3世纪)。左江人划舟图虽然数 量不多,但举足轻重,因为其与雕刻在青铜鼓 上的图像相似。 当时东山文化在中国西南地区、包括云南 滇池流域的主要文明中心和东南亚的大部分 地区处于主导地位;广西地区也在该伟大文明 的影响范围之内。 诸多岩画情节中,举臂张足、脚踩猛兽、 右手持刀、腰佩宝剑的勇士形象数量众多且 尤为引人注目。该神话情节在中国北部(内蒙 古)阴山山脉至西伯利亚的广大地区的岩画中 也有记录。其他主题,如仪式舞蹈场景,根据 岩石雕刻群的规模和宏伟程度,可断定很可 能与氏族崇拜有关。12世纪宋朝文学家李石 Н а территорииКитая выявлено около сотни круп- ных скоплений петроглифов, расположенных в основном в гористых районах Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая, Тибета. Однако самая большая писаница (как традиционно называли любую группу наскальных изображений в России) зафиксирована в Гуанси-Чжуанском автономном районе, на скальных откосах Цветочных гор ( 华山 ), которые прорезает река Цзоцзян ( 左江 ). Вдоль этой речной долины переселенцы и торговцы в эпоху Древности передвигались из гористых районов Юго-Западного Китая и Северного Вьетнама к морскому побережью и обратно. В настоящее время этот памятник наскального искусства—самый известный и наиболее изуча- емый в Китае; в 2016 г. он был включен вСписок Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Всего в долине Цзоцзян описано 84 местонахождения рисунков (в составе которых выделяют 287 групп), скон- центрированных в восьми уездах в юго-восточной части автономного района. Общая длина галереи составляет более 200 км, рисунки располагаются на известковых поверхностях скал или в скальных навесах, на высоте от 15–20 до 120 м над поверхностью реки. Площадь отдельных групп достигает 8 000 кв. м и содержит до 1900 фигур и предметов, размеры которых варьируются от 0,6 до 2,4 м; все рисунки выполнены красной охрой. Репертуар этой колоссальной древней гале- реи содержит фигуры людей, фантастических зверей, а также лодки, музыкальные инструменты и оружие. Наиболее многочисленны изображения бронзовых бара- банов с многолучевой звездой на тимпане. Дата изготовления этих барабанов и, соответственно, их изображений — от эпохи Чжаньго до династии Хань включительно (примерно IV в. до н. э. —III в. н. э.). Рисунки людей в лодках вЦзоцзян хотя и не столь многочисленны, но очень важны, поскольку сходны с гравировками на бронзовых барабанах. В ту эпоху на территории Юго-Западного Китая и зна- чительной части Юго-Восточной Азии господствовала донгшонская ( 东山 ) культурная традиция с основным циви- лизационным центром в окрестностях озера Дяньчи ( 滇池 ) в провинцииЮньнань; район Гуанси входил в сферу влияния этой великой цивилизации. Среди сюжетов наибольшее внимание привлекают мно- гочисленные изображения человека с поднятыми вверх руками и широко расставленными ногами, попирающего хищного зверя, с ножом в правой руке имечомна поясе. Этот мифологический сюжет зафиксирован также в петроглифах

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=