Институт Конфуция № 5 (50) 2018

Институт Конфуция ȞȡȟȟȘȜ ȘȖȠȎȗȟȘȜȓ ȖȕȒȎțȖȓ l ǿȓțȠȭȏȞȪ _ ǰȩȝȡȟȘ _ Ɋ 69 книǴное оǯоǵрение В 2017 г. в издательстве «Гиперион» вышел русскийпереводроманаЧжанВэя«Старый корабль». Его автор — признанный мастер эпического полотна, чье творчество отмечено литературнымипремиями, в томчисле премией Мао Дуня, главной литературной наградой в Китае, за 2011 г. Со времени опубликования в 1987 г. «Старый корабль», первый роман Чжан Вэя, успел разойтись на родине писателя более чем миллионным тиражом. Основной вектор развития сюжета рома- на — борьба трех кланов (Суй, Чжао и Ли) за лидерство в небольшом городке Валичжэнь. Клан Суй — помещики, которым образо- вание КНР не принесло ничего кроме горя, которое старший сын помещика, Суй Баопу, считает «воздаянием» за прошлые грехи. Наблюдая за тем, как в его взглядах причуд- ливо сочетаются коммунистическая идеоло- гия и буддийские воззрения, практически монашеская отрешенность от мира и пассив- ность, нетрудно вообразить, какую «кару- сель» представляет собой развитие недав- ней китайской истории. Карусели подобно и ощущение времени в романе — повествова- ние в нем нелинейное, оно как бы разрезано и вновь скроено из множества сменяющих друг друга историй, рассказанных жителями городка Валичжэнь. Роман выдержан в реалистической манере, в нем ярко раскрыты трагизм и противоречия, неизменно сопровождающие историю. Так, например, глубокопроработанобраз герояЧжао Додо, который в детстве был нищим, затем при- бился к коммунистам и пришел к власти. Вся его жизнь — борьба, но борьба эта не «за счастье трудовогонарода», каквроманах1950–1960-хгг., азасобственныеинтересы: сначала—заеду, кото- руюонотбиралузажиточныхкрестьян, пользуясь тем, что ему дали винтовку, затем — за имуще- ство, которое отбирали у богачей при земель- ной реформе, и наконец — за удержание власти в Валичжэне, когда его назначили директором фабрики по производству крахмальной лапши. Сложных противоречивых историй и при- чудливо переплетающихся сюжетных линий в романе множество — по эпическому охвату «Старый корабль» можно сравнить с такими романами, как «Братья» Юй Хуа и «Устал рождаться и умирать» Мо Яня, уже доступ- ными читателю в русском переводе. Интерес в романе, помимо его глубокого реализма и захватывающего сюжета, представляет также возможность «заглянуть китайцам в душу», которую Чжан Вэй дает читателю, мастерски освещая важнейшие события второй половины ХХ в. в Китае через призму подлинно китай- ского ощущения времени. „ 说的时间维度上,其叙事不是线性铺陈,而是拆解 情节,重新交叉构建,描述了形形色色的洼狸镇人。 小说坚定奉行现实主义风格,故事蕴含着鲜 明的悲剧和冲突。比如,小说中刻画的人物形象赵 多多,小时候是个无产者,之后加入共产党,并获 得权位。他的命运就是不断的抗争,但不是二十世 纪五六十年代为了工人阶级的幸福而做的那种抗 争,而是为了谋取个人利益的争斗:先拿着枪从富 农手里抢粮食,接着在土地改革运动中从富人那 里拿财产,直至最后攫取了洼狸镇的权力,成为粉 丝厂的厂长。 《古船》情节错综复杂,充斥矛盾冲突,情节线 索交织,其史诗风格堪与余华的《兄弟》和莫言的 《生死疲劳》(两部作品均有俄文翻译版)相媲美。 小说意义重大,不仅具有深刻的现实主义和扣人心 弦的情节,还透过真正的中国时代棱镜,巧妙地描 述了二十世纪下半叶中国最重要的历史事件,使读 者“读懂中国人内心”。 „

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=