Институт Конфуция № 4 (49) 2018
孔子学院 (中俄文对照版) l 总第49期 | 2018年7月 | 第4期 10 中国历史 Шелкового пути стал буддизм, ставший органичной частью китайской религиозной системы. Династия Хань занимает в истории Китая особое место (даже само название китайского этноса —хань), а правление У-ди — самый важный этап в истории династии. Но причина далеко не только и не столько в централизации власти и расширении границ. При императоре У-ди была заложена основа важнейшего политического стержня, позволившего имперской государственности просуществовать две тысячи лет—конфуцианской идеологии. Учение Конфуция на тот момент существовало уже несколько столетий, да и У-ди был далеко не первым правителем, обратившим на него свое внимание. Но только теперь конфуциан- ство было приспособлено под нужды огромного госу- дарства и поставлено на службу империи. Талантливый советник императора Дун Чжуншу, дополнив конфу- цианство элементами легизма, моизма и натурфило- софии, создал невероятно эффективную идеологию, веками служившую матрицей, по которой строилась китайская политическая модель. Этой же цели послу- жили и «Исторические записки», знаменитый труд «отца китайской истории» Сыма Цяня, также соз- данный в конце правления У-ди. В своей работе Сыма Цянь проследил всю известную ему историю Китая от глубокой древности до правления У-ди, попытался проанализировать логику развития государства с пози- ции конфуцианского ученого. Помимо всего прочего, в рамках идеологических преобразований при У-ди была завершена масштабная календарная и религиоз- ная реформа, а император уделял огромное внимание своим культовым обязанностям. Список деяний У-ди выглядит внушительно, но у мероприятий подобного масштаба всегда есть обрат- ная сторона. Для простых китайцев период полной экономической свободы, достатка и довольства первых десятилетий эпохи Хань закончился: на проведение реформ, расширение госаппарата и ведение войн тре- бовались огромные деньги. Здесь У-ди поступил вполне в духе легистов: увеличил налогообложение, ввел госу- дарственную монополию на соль и железо, ограничил деятельность крупных торговцев и обложил их допол- нительными налогами, создал новые контролирующие органы. Даже Великий шелковый путь полностью кон- тролировался государством, и почти все караваны были казенными. 运回中国。丝绸之路因此而出现。当然,普通 奢侈品的交换对中国发展的影响之大毋庸置 疑,而丝绸之路最重要的礼物是佛教——这个 宗教,成为中国宗教体系的有机组成部分。 汉朝在中国历史上占有特殊地位(甚至 种族以“汉”为名),汉武帝时期是王朝历史 上最重要的阶段,原因远远不只体现在中央 集权和疆域扩张两方面。在汉武帝统治下,建 立了支撑帝国存在两千年的最重要的政治核 心,奠定了儒家的意识形态。当时孔子的学说 已存在了好几个世纪,汉武帝也不是第一个 注意到这一思想的统治者。但是直到汉武帝 时期,儒学才适应了一个庞大国家的需要,并 为其服务。才华横溢的皇帝顾问董仲舒,在儒 学中加入法家、墨家、自然哲学的元素,创建 了一个非常有效的思想体系,成为中国几百年 来政治模式的根基。为实现此目的,鸿篇巨著 《史记》功不可没。该书由“中国历史之父” 司马迁创作,成书于汉武帝时期。在这一著作 中,司马迁记录了从远古时代到汉武帝统治时 期已知的历史史实,试图从儒家学者的角度来 分析国家发展逻辑。除此之外,在汉武帝统治 时期,意识形态变革框架内,完成了大型历法 和宗教改革,武帝个人还非常重视祭祀等。 汉武帝各方面建树卓著,但如此大规模的 变革总是有失误的。对于普通老百姓来说,汉 代最初十年经济自由、繁荣富硕的时期结束 了,改革、增设国家机构和发动战争都耗资巨 大。汉武帝在此方面充分发扬法家思想:增加 税收,对盐、铁实施国家垄断,限制大商人的 活动并对其征收额外税负,创建新的监察机 构。即使是伟大的丝绸之路,也完全由国家控 制,几乎所有的大商队都属国有。 汉武帝在历史上不仅是一位杰出的政治 家,还是一名诗人,他的爱情诗《秋风辞》是
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=