Институт Конфуция № 2 (47) 2018

74 文学角落 孔子学院 (中俄文对照版) l 总第47期 | 2018年3月 | 第2期 диться в облаках, они спешили помо- читься и выругаться: «…мама!» (мол, черт попутал — чур меня!). Белые облака набухали горячей влагой, а чем это грозило тем, кто был под облаками, жителей деревни, похоже, нисколько не волновало. В эпохи Цинь 1 и Хань 2 эта территория была в руках местных правителей, а потомих лишили власти и передали ее китайским чинов- никам… Все это рассказывали при- езжавшие в горы торговцы кожей и перекупщики опиума. Но разговоры разговорами, а в деревне по-прежнему полагались только на себя — как гово- рится, «ели свой хлеб». Хлеб-то в деревне был, но случалась и лихорадка, которой заражались от змей и насекомых. Змей на горе води- лось множество — и толстых, как бочки, и тонких, как бамбуковые палочки для еды. Частенько они мелькали в зарос- лях придорожной травы и обжигали ничего не подозревающего торговца хлестким ударом черной плети. Все знают, что змея сластолюбива: посади ее в клетку, так при виде женщины она начнет ползать вверх и вниз, пока совсем не лишится сил. Заполучить желчный пузырь 3 змеи нелегко: бьешь змею по голове — желчный пузырь перемеща- ется к хвосту, бьешь по хвосту — переме- щается к голове. А промедлишь —желч- ный пузырь превратится в воду, и тогда не будет от него никакой пользы. Поэ- тому деревенские мастерили из травы 1 Цинь — китайская династия (221–207 до н. э.). 2 Хань—китайская династия (206 до н. э.—220 н. э.). 3 Желчный пузырь в Китае — символ храбрости. женскую фигурку , раскрашивали и приманивали ею змею, а когда та обвивала «жертву», вспарывали змее брюхо и вынимали желчный пузырь; змея в радостном возбуждении не успе- вала ничего почувствовать. А еще води- лись там животворящие насекомые, от укуса которых глаза у зараженных ста- новились зелено-желтыми, а пальцы черными. Когда они ели сырое, то не чувствовали, что едят сырое, когда ели горькое—не чувствовали горечи; съедят рыбу — и в животе у них заведется живая рыба, съедят курицу — заведется живая курица. Чтобы исцелиться, надо было зарезать белого быка, выпить его свежую кровь, а перед тем, как выпить, прокричать три раза петухом. Жизнь людей, конечно, напрямую зависела от леса, которым густо поросли склоны. Когда в горахшел снег, от смерти спасал только огонь в очаге. Огромные деревья не рубили на дрова, их встав- ляли одним концом в печь и постепенно сжигали до конца. Здесь росли знамени- тые китайские лавры, стволы которых были высокими, прямыми, ветки начи- нались на высоте нескольких чжанов 4 , а то и нескольких десятков чжанов от земли. В старину сюда часто наведывались чиновники, они заставляли рубить деревья и отправлять их в центр, чтобы потом делать из них балки и колонны для дворцов и, тем самым, укреплять могущество власти. Деревенские же предпочитали связывать ценные 4 Чжан — мера длины, равная 3,33 м.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=