Институт Конфуция № 2 (47) 2018

50 реальностиизображения, будтоонлюбуетсянастоя- щим пейзажем. Смена времен года рождала у ГоСи чувство вдохновения: «Горы весной очаровательны словно улыбка, летом горы темно-зеленые как капли дождя, осенние горыкрасочныи подобнырумянам, зимой горы мрачны как сон». В1126 году, спасаясь от цзиньских войск, многие художники из Академии Ханьлинь бежали в Хан- чжоу. Южная природа, холмы и леса в окрестно- стях озера Сиху оказали большое влияние на их живописнуюманеру, салонная живопись южносун- ских придворных художников в дальнейшем стала самым узнаваемым жанром традиционной китай- ской живописи на Западе. Среди самых известных представителей этого направления — Ма Юань и Ся Гуй. С 1189 года по 1224 год МаЮань испол- нял обязанности редактора докладов и прошений при департаменте живописи Академии Ханьлинь. Излюбленным занятиемМаяЮаня и других масте- ров того времени стала роспись вееров, так как небольшая лицевая часть веера прекрасно подхо- дила для изысканных сюжетов. С приходом к власти монгольской династии Юань многие деятели искусства стали обращаться в прошлое. Хуан Гунван за свою простую, безыс- кусную живописную манеру считается одним из лучших мастеров того периода. На то, чтобы создать свой шедевр—«Жилище в горах Фучунь», у него ушло три года. С помощью штриховки растре- панными листьями конопли ему удалось передать неровности на поверхности горных склонов. Ван Мэн (ок. 1308–1385) наряду с Хуан Гунва- ном, У Чжэнем и Ни Цзанем входит в «Четверку великих мастеров эпохи Юань». На его картинах запечатленыразнообразные пейзажи: грядыиз валу- нов, долины, непроходимые лесные чащи. Эти при- зрачные образы кажутся отражением внутренних противоречий в душе художника. Ван Мэн долгие годы провел в заключении, свою смерть художник также встретил в тюремных стенах. В середине XVII века маньчжуры, воспользо- вавшись кризисом, вызванным голодом и беспо- рядками, заняли Север Китая, и в 1636 году была основана династия Цин. В этот период внутри жанра шань-шуй сформировались два самостоя- тельных течения: представители первого из них брали за основу классические каноны, во всем под- ражали древним мастерам; представители второго направления стремились отдалиться от традици- онных взглядов, занимались поисками сущности духовного мира, руководствовались принципами индивидуализма. Среди них самой яркой фигурой был Ши-тао (1642–1707), потомок знатного рода из династии Мин, он в 1644 году принял постриг и стал монахом. Он мечтал «при помощи кисти и туши запечатлеть все сущее на земле». В начале XX века после падения династии Цин китайскоеискусствооказалосьподсильнымвлиянием Запада, рисование кистью на бумаге стало казаться кустарным актом «народной живописи». Однако западные приемы все же проникали в живопись гор и вод: художники начали использовать масляные краски, создавать работы на современные сюжеты. В эпоху Мао Цзэдуна пейзажная живопись пре- терпевала серьезные изменения, попав под влия- ние социалистического реализма. Именно поэтому в творчестве Фу Баоши, художника, который до 1949 года создавал работы в традиционном стиле живописи интеллектуалов 1 , после 1949 года стали преобладать картины тушью в жанре революцион- ного реализма. В 1980-е годы многие китайские художники отвергали как соцреализм, так и традиционную живописную манеру, но были и те, кто пытался вдохнуть новуюжизнь в живопись интеллектуалов. Например, работы художника Чэнь Пина напо- минают традиционный стиль, но в то же время их отличает современный подход. Известный современный художник Сюй Бин в своей арт-инсталляции «Background stories» весьма необычным способом воссоздал работы 1 Живопись интеллектуалов, илиживопись образованных людей (кит. 文人画 ), — одно из основных направлений традиционной китайской живописи. Оформилось в VIII в. какнаправление, противостоящее стилюпридворнойживо- писи. 文化博览 孔子学院 (中俄文对照版) l 总第47期 | 2018年3月 | 第2期

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=