ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ № 4 (31) 2015 - page 33

3) Передне- и заднеязычный
носовые сонанты
— нечастая
проблема, не стоит усердствовать
в исправлении этих звуков.
3. Тоны
Обучение тонам в одиноч-
ных слогах достаточно легко, и на
исправление ошибок достаточно
одного-двух занятий.
1. Слитное чтение
1) Существует множество соче-
таний двух слогов в разных тонах,
чтобы развить чувство тона, нужно
много слушать, различать и повто-
рять.
Необходимо давать студентам
как можно больше слов на сочета-
ние тонов, чтобы они упражнялись
в аудировании и повторении.
Например:
1–1: jīntiān
xīngqī
1–2: qīngnián xīnqíng
1–3: zhēn hăo yīnxiăng
1–4: zhēn dà
xīwàng
…всего16комбинаций, вкаждой
группе несколько словосочетаний,
которые нужно ежедневно читать
вслух.
2) Чтение трехсложных сочета-
ний.
В большинстве своем чтение
трехсложных сочетаний затраги-
вает и изменение третьего тона:
Túshū guăn, yóuyŏng guăn.
3) Чтений четырех- и более
сложных сочетаний.
В идеале для этого подойдут
четырехсложные фразеологиз-
мы-чэнъюй
2. Изменения тонов
1) Изменения третьего тона.
2) Изменения тонов в словах
«единица»
и «не»
bù.
3) Удвоение многосложных
прилагательных:
Piàopiào liangliàng,
gāngān jìngjìng, hú li hútú
Три вышеуказанных случая —
это самые заметные примеры изме-
нения тонов в китайском языке,
которые часто приводят во время
обучения. Усвоить их совсем не
сложно, это все тот же процесс
совершенс твования опытом.
В какой-то степени, они более
соответствуют физиологической,
естественной специфике произно-
шения.
4) Нулевой (легкий) тон.
5) Эризация.
Сперва необходимо подчер-
кнуть грамматические функции
нулевого тона и эризации, а имен­
но — обозначение смысловой
и грамматической разницы и сти-
листических оттенков; упражняясь
по нижеприведенным методикам,
необходимо обратить внимание на
выводы. Необходимо учиться про-
износить на основе аудирования
и последовательного чтения.
3. Комплексная тренировка
тонов и мелодики
1)
Аудирование
(это самое
важное упражнение на этапе обу-
чения фонетике, потому как только
лишь умея правильно слышать,
можно правильно прочитать).
В этом сегменте кроме обычных
механических упражнений на ауди-
рованиеможноразделить студентов
на группы для игры в «сплоченье
мелодики и тонов»: эта игра очень
эффективна на занятиях и с детьми,
и со взрослыми.
2)
Последовательное чтение
(упражнение довольно скучное
имонотонное, поэтомунеобходимо
добавить больше сводных таблиц
и разнообразных упражнений).
В этом сегменте кроме обычных
механических упражнений на слу-
шание и чтение можно вновь раз-
делить студентов на группы, чтобы
поиграть в «чтение наизнанку»,
например, когда учитель читает
p
,
студент должен прочитать
b
, и т. д.
3)
Чтение скороговорок
(ско-
роговорки должны быть разными,
направленными на различные
фонетические трудности; студенты
должныуметь бегло читать ирасска-
зывать наизусть).
Довольно простые, но интерес-
ные скороговорки:
Dùzi băole, tùzĭ păole
1
.
Gēgē hē kāfēi
2
.
Qīnqī qù qŭ xĭyījī
3
.
Wŏ ài chī zhīshì
4
.
Shīcí de zhīshì xiězì de zīshì
5
.
4)
Декламация стихотворе-
ний.
Декламация древних китай-
ских классических стихотворе-
ний—неплохойметод тренировки
фонетики и интонации. Выберите
несколько известных звучных
стихов и постепенно знакомьте
студентов с ними в соответствии
с темой урока, таким образом
можно убить одним выстрелом
двух зайцев: натренировать тоны и
мелодику и познакомить студентов
с самой сутью китайской классиче-
ской литературы—с волшебством
поэзии.
Я выбрала несколько тематиче-
ских стихов:
Времена года: «Весенний рас-
свет», «В горах», «Цвет сливы».
Чувства: «Думы тихой ночью»,
«Башня желтого журавля», «Плач
странника», «Тоска в разлуке».
Природа: «Отправляясь утром
из города Байди», «Смотрю на
водопад в горах Лушань», «Две
желтых иволги поют средь изум-
рудных ив», «Поднялся на терем
аиста».
n
1
Живот набил, а заяц убежал.
2
Старший брат пьет кофе.
3
Родня пошла за стиральной машиной.
4
Люблю сыр..
5
Стихов познания и поза чистописания.
Преподавательский салон
Институт Конфуция (
русско-китайское издание)
n
Июль 2015 | Выпуск 31 | № 4
31
1...,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32 34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,...84
Powered by FlippingBook