ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ № 4 (31) 2015 - page 32

Простые упражнения и приемы
1. Согласные
Что касается разных групп
согласных , я распланировала
разные методики тренировки,
главным образом сочетала «слу-
шание», «различение» и «чтение
вслух», чтобы студенты в полной
мере мобилизовали различные
органы чувств, сперва учились
безошибочно различать на слух,
а затем—безошибочно повторять.
1) b/p d/t g/k
Метод дуновения: очень резуль-
тативным оказалось показывать
разницу между придыхательными
и непридыхательными согласными
припомощилиста бумаги, студенты
уяснили принцип из демонстрации
и в дальнейшем произносили без
ошибок.
2) j/q
Здесь тоже эффективна демон-
страция с листом бумаги. Но эта
группа звуков требует дополни-
тельных упражнений в умении раз-
личать их на слух и представляет
собой значительную трудность для
русских студентов.
3) zh/ch/sh
Метод продления звука: я обна-
ружила, что если долго тянуть
звуки этой группы, при правиль-
ном произнесении (то есть если
язык от начала и до конца не
меняет положения), звук в конеч-
ном итоге переходит в
r
, с которым
у студентов нет проблем. Поэтому
я всегда начинаю со звука
r
, а затем
постепенно перехожу к звукам
sh
/
ch
/
zh
. К тому же, я обнаружила, что
сложность этих звуков возрастает
от
r
до
zh
.
В условиях, когда усвоение
происходит по пути от простого
к сложному, у студентов выраба-
тывается правильное произно-
шение. Поэтому мой «самодель-
ный» способ стоит того, чтобы его
использовать.
4) z/c/s
В этой группе тоже используем
методику продления звука, процесс
и результат аналогичны п. 3.
2. Гласные
1) Метод артикуляции ü
Метод перехода: начиная про-
износить
i
, переходим на
ü
. Если
точнее, то нужно произнести
i
и, не меняя положения языка,
свести губы трубочкой. Так есте-
ственным образом получится
ü
.
Эта методика многократно про-
верена опытом. Конечно, ст у-
денты иногда мог ут допускать
ошибки в отдельных слова х ,
в таком случае их нужно немед-
ленно исправлять.
2) Метод артикуляции e
Метод перехода: из
о
делаем
е
.
Конкретнее, нужно произнести
о
и, не меняя положения языка, раз-
вести губы, таким образом есте-
ственно получится звук
е
.
教师沙龙
孔子学院
(中俄文对照版)
n 
总第31期 2015年7月 第4期
30
1...,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31 33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,...84
Powered by FlippingBook