ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ № 4 (31) 2015 - page 31

Преподавая китайский язык с нулевого уровня взрослым студентам, за год работы я на собственном
опыте столкнулась с некоторыми ключевыми моментами и трудностями, которые возникают у русских
в изучении китайского языка. На основании практической работы я применила некоторые эффективные
методы тренировки произношения. В этой статье я хочу поделиться с вами опытом и приобретенными
знаниями о преподавании китайского языка русским студентам: о типичных ошибках и трудностях, а также
простой и комплексной тренировке тонов и мелодики.
Методические приемы постановки
фонетики для русских, изучающих
китайский язык
Преподавательский салон
1. Анализ типичных ошибок
и трудностей в изучении
китайского языка русскими
студентами
1. Согласные
Из шести групп согласных срав-
нительную сложность для русских
представляют следующие:
1) b/p d/t g/k
В русском языке нет разделения
согласных звуков на придыхатель-
ные и непридыхательные, а только
на глухиеизвонкие, поэтомумногие
студенты в самом начале обучения
произносят эти звуки в соответ-
ствии с привычками родного языка.
2) j/q
В русском языке нет ничего
похожего на эти звуки, студентам на
начальномэтапечрезвычайнотрудно
их различить, к тому же положение
языка и место артикуляции очень
похожи, поэтому повторить поло-
жение органов речи для студента
крайне нелегко, в отличие от «
х
»,
которое они выучивают с первого
раза.
3) zh/ch/sh
Двух первых звуков в русском
языке нет, а последний произнести
легко, онвцеломпохожнарусскийш,
однако в сочетании с передним
i
сту-
дентысовершаюттипичнуюошибку:
смещают язык и произносят
ши
.
4) z/c/s
Первый звук в русском языке
отс у тствует, а два последних
довольно легкие, в целом похожи
на русские звуки
ц
и
с
, но в соче-
тании с передней
i
учащиеся часто
допускают типичную ошибку
и смещают язык, в результате про-
износя
цы
.
2. Гласные
Средигласныхдостаточнозамет-
ную трудность представляет собой
слог с открытой финалью -
ü
; с диф-
тонгами обычно проблем не возни-
кает; у отдельных студентов бывают
трудности с различением передне-
и заднеязычных носовых сонантов.
3. Тоны
Япредполагала, чтоиз всех четы-
рехтоновсамымсложнымдляобуче-
ния будет третий, однако на поверку
оказалось, что труднее всего студен-
там дается второй. Поскольку в рус-
скомязыкепреобладаетнисходящая
интонация, студентыдовольнолегко
овладевают третьим и четвертым
тонами, а первый тон часто задей-
ствованв упражнениях ипотому его
довольнолегкоразличить.Студенты
удивляются лишь второму тону, они
не доводят его до нужной высоты
и часто путают с третьим.
Институт Конфуция (
русско-китайское издание)
n
Июль 2015 | Выпуск 31 | № 4
29
n
Ло Вэй, преподаватель-волонтер ИК МГЛУ
Перевод Н. Сомкиной
1...,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30 32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,...84
Powered by FlippingBook