ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ № 4 (31) 2015 - page 25

Вчера и сегодня
изменение девиза правления
(к которому было привязано лето-
исчисление). Кроме того, в зависи-
мостиот характера знаменияиногда
принимали и терминологию госу-
дарственных чинов и учреждений:
так, правление Да-хао имело знаме-
ние в виде дракона, потому намест-
ников стали именовать «драконо-
выми управителями».
Начиная с ханьского импера-
тора Лю Бана дракон стал сим-
волом императорской власти
и императора в частности. Сын
Неба воспринимался как одна
из ипостасей дракона на земле,
а в названиях имперских атрибу-
тов постоянно встречалсяиероглиф
лун (дракон): лун чжи чжун
(龙之
种)
(семя дракона) — потомство
императора, лун вэй
(龙位)
(престол
дракона) — императорский трон,
лун и
(龙衣)
(лун пао
龙袍
) — импе-
р а т о р с к и е од е жды , лу н т и
(龙体)
—особа императора, лун фэн
(龙凤)
(дракон ифеникс)—импера-
тор и и мператрица, лун тин
(龙庭)
(двордракона)—царскийдвор, лун
ди
(龙邸)
(усадьба дракона)—рези-
денция императора до его вос-
хождения на престол, лун чжан
(龙章)
— одеяние императора, про-
изведение кисти императора или
императорскийштандарт, лунжань
(龙髯)
— борода дракона, на кото-
рой вознесся Хуанди (употребля-
лось для обозначения погребаль-
ныхпринадлежностейимператора),
и т. п. Дракон стал неотъемлемой
частью тканого узора на импера-
торских одеждах приблизительно
с периода Чжоу, а с периода Мин
ему непременно полагалось быть
о пяти ког тях . Все предметы
обихода, утварь, одежда, посуда,
музыкальные инструменты, пред-
назначенные для использования
императором и членами его семьи,
архитектурные постройки, мебель,
предметыискусства во дворце были
украшены изображением дракона.
На халатах чиновников и импе-
раторских родственников, впро-
чем, дракон также фигурировал
чаще остальных животных, однако
с понижением ранга или степени
родства уменьшалось, соответ-
ственно, и число когтей, и сходство
изображаемого существа с драко-
ном (дракона с четырьмя когтями
даже называли по-другому — ман
(蟒)
); младшие же чиновники
и вовсе не могли быть удостоены
права иметь на одеянии даже отда-
ленно драконоподобных существ.
Привилегия носить халат с пяти-
палым драконом могла быть даро-
вана как высочайшая милость
императора за выдающиеся заслуги
перед империей, и такого дракона
называли «учжуа ман»
(五爪蟒)
«пятипалый ман».
Также стоит упомянуть, что
дракон фигурировал не только
в качестве символа Сына Неба, но
также был олицетворением соб-
ственно государства Китай, причем
не только в самой стране, но и за ее
пределами. На гербе времен импе-
рии Цин изображали четырехла-
пого дракона с пятью когтями. На
желтом императорском знамени
со времен династии Хань до Цин
включительно также присутство-
вал дракон как знак могущества
и власти, либо два дракона, сража-
ющиеся за жемчужину (предполо-
жительно — мудрости). Лучшими
сынами отечества называли себя
члены тайного общества Союз
Цветов Дракона (лун хуа хуэй
龙花
), поддерживавшего Сунь Ятсена
и существовавшего до 1911 года.
В конце правления династии Цин
была введена серебряная монета
с изображением дракона — лун ян
Институт Конфуция (
русско-китайское издание)
n
Июль 2015 | Выпуск 31 | № 4
23
1...,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,...84
Powered by FlippingBook