Институт Конфуция № 6 (51) 2018

孔子学院 (中俄文对照版) l 总第51期 _ 2018年11月 _ 第6期 Ђ೒ज़ে 罗 贯中的名著《三国演 义》开篇称“天下大 势,分久必合,合久必 分”,这一经典论断诠释了中国人 传统的历史观:统一取代分裂,秩 序取代混乱,国家从危机到繁荣, 然后再反向重复。这就是旧中国历 史发展的主要模式——王朝周期。 在古代朝代更迭中,第一位中国 皇帝秦始皇占据着完全特殊的地 位。 秦始皇本名嬴政,秦庄襄王 之子,生于战国末期的公元前259 年。公元前24 6年,秦庄襄王薨 逝,13岁的嬴政被立为秦王。嬴政 的出生以及之后的继位都与秦国 当时最显赫的相国吕不韦(公元 前290-235年)有着直接的关系。 吕不韦早在嬴政出生前曾辅佐庄 襄王继承秦国王位,并将爱姬献 给年轻的庄襄王,很快便诞下这 位未来的皇帝。很多史学家,包 括“中国历史之父”司马迁在内皆 认为嬴政亲生父亲为吕不韦,也 就是说秦始皇并没有秦国王室血 统。无论真相如何,公元前246年 庄襄王英年早逝,吕不韦把持朝 政,将年幼的代理人,也可能是儿 «В еликие силы Поднебесной, долго будучи разобщен- ными, стремятся соединиться вновь и после продол- жительного единения опять распадаются». С этой классической формулы, отражающей традиционные представления китайцев о своей истории, начинается великий роман Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Раздробленность сменя- ется объединением, хаос уступает место порядку, от кризиса госу- дарство приходит к процветанию, а затем все повторяется с точ- ностью до наоборот. Так устроен династический цикл — главный механизм исторического развития старого Китая. Совершенно особое место в этой череде взлетов и падений древних династий занимает первый китайский император Цинь Шихуан. Урожденный Ин Чжэн, наследник Чжуан Сян-вана, правителя царстваЦинь, появилсяна свет в 259 г. дон. э. в конце эпохиЧжаньго (Борющихся царств) и после смерти отца в 246 г. в возрасте 13 лет вступил на престол. И рождение, и приход Ин Чжэна к власти напрямую связаны с фигурой одного из наиболее могущественных циньских сановниковЛюйБувэя (ок. 290-235 гг. до н. э.). Дело в том, что именно Люй Бувэй еще до рождения Ин Чжэна помог его отцу Чжуан Сян-вану стать наследником царства Цинь, а затем подарил молодому царевичу своюналожницу, которая вскоре и родила буду- щего императора. Многие исследователи, в том числе и сам «отец китайской истории» Сыма Цянь, полагали, что настоящим отцом ИнЧжэна был именноЛюйБувэй, то есть самЦиньШихуан к цинь- скомуцарскому родуфактическине принадлежал. Какбытонибыло, после безвременной кончины Чжуан Сян-вана в 246 г. Люй Бувэй сохранил свое могущество, возвел юного ставленника, а возможно, исына, нациньскийпрестолисталфактическимправителемцарства. Ин Чжэн начал приобщаться к политической жизни, изучая классические трактаты школы легизма, учения об управлении госу- дарством на основе жесткого законодательства руками безропотно подчиняющейсяправителюбюрократии.Важнейшеелегистскоесочи- нение«КнигаправителяобластиШан»оказалобольшое влияниена формирование взглядов Ин Чжэна. Врочем, он был знаком и с дру- гимиучениямиДревнегоКитая, однакоксередине III в. дон. э. легизм уже прочновошел вполитическуюкультуруцарстваЦинь, поскольку принес немалые плоды. Масштабные политические реформы, про- веденные при предшественниках Ин Чжэна дали царству Цинь

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=