Институт Конфуция № 2 (47) 2018

фото? 71 Институт Конфуция ( русско-китайское издание) l Март 2018 | Выпуск 47 | № 2 文学角落 l Литературный уголок Хань Шаогун 韩 少 功 Хань Шаогун (р. 1953, г. Чанша, пров. Хунань) —один из тех молодых писателей, которые в середине 1980-х годов оказались в центре внимания китайских читателей и крити- ков. Он—автор сценария фильма по собственному рассказу «Бамбук на ветру» (1984); эссе «Корни литературы» (1985), признанного манифестом популярного во второй половине 1980-х гг. литературного движения «поиска корней»; пере- вода на китайский язык романа Милана Кундеры «Невыно- симая легкость бытия» (в соавторстве с Хань Ганом, 1987). Хань Шаогун—член правления Союза китайских писателей, обладатель престижных национальных и международных наград: лауреат Премии им. Лу Синя, Премии Ньюмена по китайской литературе (США), кавалер Ордена искусств и лите- ратуры (Франция). Произведения писателя переведены на многие языки и опубликованы в более чем 30 странах мира. В творческой карьере Хань Шаогуна отразилась история развития китайской литературы после «культурной револю- ции» (1966–1976). Ранние его работы, написанные в конце 1970 — начале 1980 гг. в русле «литературы шрамов» и «литературы рефлексий», поведали правдивые, трогатель- ные, а порой и трагические истории о жизни в уезде Мило пров. Хунань, гдеоншестьлетработалвдеревне, добровольно записавшись в отряды образованной молодежи (рассказы «Юэлань», «Гляжу на заросли тростника» и другие). В1985 г. ХаньШаогунопубликовалповести«Папапа»и«Жен- щина,женщина,женщина».Этипроизведения,вфокусекоторых оказалась не социальная проблематика, как в ранних работах, а китайская культура, представляют собой интригующую смесь реалистических и нереалистических деталей, символов, аллего- рий. Культурные реминисценции, необыкновенные фантазии, яркиезрительныеобразы,причудливыеязыковыеформыявля- ютсясвоегорода«картамиишифрами»Китая.Выборписателем необычных тем связан с традициями китайской литературы, а также с влияниемна писателя латиноамериканского «магиче- ского реализма» и творчества УильямаФолкнера. В 1996 г. вышел в свет нашумевший роман Хань Шаогуна «Мацяоский словарь» (нередко сравнивают с «Хазарским словарем» М. Павича) —результат многолетнего изучения культуры древнего царства Чу (территория современной пров. Хунань) в поисках альтернативы доминирующему кон- фуцианству. Именно этот аспект работы писателя привлекал и привлекает особое внимание зарубежных критиков. Широкий резонанс у читающей публики в материковом Китае, на Тайване и за рубежом вызвали такие произведе- ния Хань Шаогуны, как сборник эссе «За горами, за долами» (2006), роман «Дни и ночи» (2013), роман-эссе «Послесловие к революции» (2014). Н. К. Хузиятова

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=