ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ № 1 (16) 2013 - page 41

после совершения обряда подруги
и родственницы невесты препод-
носили ей своеобразное собрание
сочинений нюйшу — это могли
быть и письма, и пожелания, и раз-
личного рода рассказы. Перед вру-
чением «саньчжаошу» пропевала
подруга невесты.
Нюйшу-манускрипты являлись
ценным приобретением. После
смерти женщины их ритуально
сжигали, чтобы«сопроводить»дух
покойной в загробный мир.
Также есть сведения о храмовых
празднествах, во время которых
нюйшу играло важную роль. Так,
в уезде Цзянъюн есть гора Хуа-
шань
花山
, и на ней располагается
храм «Гупо мяо»
姑婆庙
. Согласно
легенде, в танское время (VII–Xвв.)
здесь вознеслись на небо две сестры.
Но только со времен династииЦин
(XVII–XX вв.) женщины стали
приходить туда сжигать благовония
и возносить молитвы, а также при-
носить жертвы сестрам-божествам.
Переджертвоприношенияминеоб-
ходимо было подготовить множе-
ство вееров и платков с записями-
нюйшу — именно их и сжигали,
с просьбой отвести грядущие несча-
стья, с мольбами о рождении сына
и т. д.
Еще один заслуживающий вни-
мания обычай—«дружба наз­ва­ных
сестер»
结拜姊妹
, то есть девушек
или женщин, прошедших опреде-
ленный обряд, непременно включа­
ю­щийобменнюйшу-посланиями—
«записками о начале дружбы»
结交
, и ставших сестрами.
Существовало два типа таких
отношений — «названые сестры»
姊妹
и «лаотун»
老同
. Чтобы стать
назваными сестрами, достаточно
было просто встретиться и почув-
ствовать друг к другу взаимную сим-
патию, причем можно было завязать
знакомство как лично, так и кос-
венно — через подруг. «Сестры»
могли объединяться в дружеские
союзыпопятьисемьчеловек, апосле
налаженной нюйшу-переписки они
должныобмениватьсявизитами,про-
водя друг у друга в гостях по десять
дней каждые полмесяца, что должно
было способствовать укреплениюих
дружескихчувств.Отношениямежду
лаотун в целом похожи, однако, есть
несколько существенных отличий.
Идеальные лаотун должны быть
равны по возрасту, иметь одинако-
вый рост, телосложение, у них один
и тот же размер ноги и даже схожий
характер. В отличие от «дружбы
названых сестер», в обряде «соеди-
нения»лаотун зачастуюпринимали
решение отец и мать, которые могли
обращаться за помощью к свахе.
Жители Цзянъюна с уважением
относились к такой дружбе. Осо-
бенно серьезными считались отно-
шениялаотун—дажемужьяженщин
не могли влиять на них.
Что еще писали на нюйшу?
Наиболее частыми темами
в нюйшу были: положение и про-
блемы вдов, экономические трудно-
сти, с которыми они сталкивались,
их отношения с дочерьми; печаль
при расставании с отчим домом
Культура
Институт Конфуция (
русско-китайское издание)
n
Январь 2013 | Выпуск 16 | № 1
39
n
阳焕宜
Ян Хуаньи
1...,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,...84
Powered by FlippingBook